вторник, 14 июля 2009 г.

Размышления о творчестве...

Я пытаюсь развивать талант писателя (блин, как помпезно звучит-то  - талант писателя!) Много в сети всяких разных книжек написано на эту тему. В том числе и от известных авторов...

Но вот прочтешь ты эти книги, в которых они делятся своими приемами, секретами, находками и со всей ясностью поймешь, что все равно, как их не используй при написании собственных вещиц, не стать тебе никогда ни Толстым, ни  Кингом, ни Олдями (список можно длить до бесконечности в зависимости от собственных литературных пристрастий).

А потому, думаю я, есть единственный путь - жить, чувствовать и...читать... Читать то, что будит душу и заставляет работать мозги. Нет других путей.

Когда прочитаешь что-то подобное вот этому, сжимаешься внутри от собственного косноязычия, становится вдруг мерзко на душе, стыдно за себя и замираешь с мыслью: "А не лучше ли тебе вообще помолчать?"

Когда ты уходишь на работу,
я допиваю твой кофе
из твоей чашки…
Я пью его,
чтобы уснуть…
Уснуть, не ложась в постель…
Уснуть и бродить 
между кухней и лоджией,
между ванной и прихожей,
между кроватью и тахтой…
Бродить и видеть тебя
вместо всех этих стен и предметов,
находя на них твои следы и отпечатки…
А потом я заявляю не пившему кофе ноутбуку:
«Я всё-таки круче тебя,
потому что это я, а не ты, 
выпил её кофе из её чашки,
потому что это я
давлю теперь на твои клавиши,
и это у меня получаются эти строки о том, 
как я каждый день
пью её кофе из её чашки…»
Я не знаю, в чём здесь секрет…
То ли потому, 
что этот кофе приготовила ты,
то ли потому, 
что это твоя чашка…
И черешней меня не корми,
и никаких ребрышек не надо,
я даже «...» тебя не хочу, 
дай только остывший кофе 
из твоей чашки…
Хотя про «...» враньё, конечно…
Наверно, я люблю тебя, 
как мавр, 
ведь это мавры придумали пить кофе…
Наверно, я люблю тебя,
как отшельник, -
только отшельники ничего не хотят,
кроме утоления жажды… 
Наверно, я люблю тебя, 
как чужую жену,
иначе как объяснить мое воровство?
Наверно, я люблю тебя,
как фанат кино, 
а отчего тогда это желание смотреть на тебя, когда тебя нет?
Наверно, я люблю тебя, 
как археолог,
нежно обметающий веничком свои находки…
Наверно, я люблю тебя, 
как параноик, 
которому везде мерещится заговор похищения тебя.
(А заговор этот есть совершенно точно!)
В общем, когда ты
уходишь на работу
я допиваю твой кофе
из твоей чашки…


Константин Макар

Но мы, люди, почему-то плохо умеем молчать...

13 комментариев:

  1. Как-то раз участвовал на одном сайте в конкурсе рассказов. Я там был даже не столько участником, сколько судьей, но поскольку это конкурс был «среди своих», участников относительно немного, то судьям тоже разрешалось выставлять работы. Другое дело, что работы судей шли отдельным эшелоном, и в любом случае не претендовали на приз.

    Кстати, судьи должны были сами оценивать свои работы. Т.е. я прислал на конкурс работу, и сам должен проставить себе баллы. Правда судей было пятеро – т.е. своя оценка не сильно влияла, но, понятно, что свои работы трудно оценивать объективно.

    Я на конкурс прислал одну свою работу. Причем прислал скорее для очистки совести. Организатор попросил судей проявить активность – подать пример остальными и тоже чего-нибудь написать, и желательно побыстрее. Тогда я и написал маленький рассказ о смысле жизни. Не скажу, что я халтурил - все как положено - там была небольшая завязка, немного приключений, тайна, диалог на философские темы. Другое дело, я там ничего особо не правил. Написал, «для очистки совести» и сразу же выслал. В итоге, рассказ «радовал» читателя короткими рубленными фразами, ошибками и т.п. К тому же, на мой вкус рассказ был каким-то «детским», мысль в нем была какой-то расплывчатой, недовведенной до конца. В общем, никаких надежд на этот рассказ я не возлагал.

    И сразу после этого я начал писать еще один рассказ. Вот этим вторым рассказом я был очень доволен, рассчитывал на высокие баллы со стороны других судей.

    Рассказы мы оценивали по десятибалльной шкале. Свой первый рассказ я оценил в 6 баллов (троечка), второй – 8.

    Подвели итоги, и оказалось...
    Первый мой рассказ получил 46 баллов и занял первое место на конкурсе.
    Не помню, сколько баллов получил второй рассказ, но баллы были средненькими.

    46 баллов... Получается, что все судьи, кроме меня самого, выставили по 10 баллов. А я сам себе выставил 6 баллов, да и то сомневался, не слишком ли много.

    Т.е. понятно, что конкурс среди своих, что ошибки и недоработки в рассказе мне простили, что высокие баллы не потому, что рассказ действительно «крутой», а потому что на фоне других работ рассказов этот выглядел хорошо. И, тем не менее, очень показательно, что второй рассказ, который мне нравился, получил средние баллы, а первый, который меня скорее раздражал, чем радовал, получил высший балл.

    ОтветитьУдалить
  2. //потому что на фоне других работ рассказов этот выглядел хорошо//

    Угу...Лучший на фоне худших... Что меня и убивает...Быть лучшей из худших...Что может быть страшнее?..

    ОтветитьУдалить
  3. Вообще-то случай, описанный выше, показал мне, какая это туфта наше собственное мнение о своем творчестве.

    Именно твое произведение для кого-то может стать откровением. А Толстой, Олди и Кинг у тех же людей может вызвать сильнейшее отторжение.

    Понимаешь, творчество - это не спорт, где сразу ясно, кто сильнее. Творчество многообразно по форме. И это хорошо - ведь вкусы людей тоже многообразны.


    Вообще, это довольно глупое занятие - сравнивать свое творчество с чьим-то другим. Если бы Толстой, скажем, сравнивал себя с Достоевским - мол не получается писать также замечательно - смог бы он стать тем, кем стал? В лучшем случае, он стал бы малоизвестным подражателем Достоевского.

    ОтветитьУдалить
  4. Вообще, есть такой замечательный мультик-сказка «Панда кунг-фу». Рекомендую срочно посмотреть, т.к. некоторые идеи ну просто один в один с обсуждаемым здесь вопросом.

    Представь, что твой талант - это семечко персика. Что бы ты не делала, из этого семени вырастит персиковое дерево. Ты можешь хотеть, чтобы выросла яблоня, но вырастит персик.
    Ты не можешь заставить дерево своего таланта вырасти быстрее, заставить его цвести или принести плоды раньше срока. Но если ты полюбишь его, поверишь в него, будешь за ним ухаживать, то из него вырастет прекрасное персиковое дерево.

    ОтветитьУдалить
  5. угу..или семечко поганки, или вообще пустоцвет...

    ОтветитьУдалить
  6. Семечко твоего творчество - это в некотором роде квинтэссенция твоей жизни - твоего опыта, твоих чувств и взглядов на жизнь. Так что если твоя жизнь поганка или пустоцвет, то, несомненно, и творчество будет таким.

    Только я думаю дело в другом. Знаешь, если мать видит в своем маленьком ребенке пустоцвет или поганку - она просто не любит его (а на самом деле и себя саму в нем).
    Мать, которая внушает ребенку, что он поганка или пустоцвет совершает бесчеловечный поступок. Это преступление, по-другому я не могу это назвать.
    Но также и с талантом. Это твой "ребенок", твое дерево. Только тут все еще хуже. Настоящий ребенок вырастет, даже если его не любят. Но дерево твоего таланта без твоего внимания и любви расти не способно. Оно просто засохнет на корню.

    ОтветитьУдалить
  7. Все больше склоняюсь к тому, что талант это дар небесный. Он или есть или нет...И если его нет - никакое развитие не поможет...

    ОтветитьУдалить
  8. Я не писатель и писателем наверное никогда не буду. На мой дилетантский взгляд все в рассказе Сергея закономерно: первый рассказ понравился, за его живость, искренность и непосредственность, во втором возможно появились более зрелые идеи, но вот непосредственность изложения пропала.

    Света

    ОтветитьУдалить
  9. На счет семечек... очень непросто - если ты хочешь яблоню, а семечко у тебя персика, а растишь ты его как будущую яблоню - не искалечишь ли ты это молодое персиковое дерево? (Вопрос Сергею)

    ОтветитьУдалить
  10. Гм, за этот пост кто-то выставил мне рейтинг "отлично".
    То есть, какой-то неизвестный мне читатель согласен с моими выводами о том, что некоторым авторам этого блога (не будем указывать пальцем, тем паче, автор тут один, и это я) лучше не писать, а молчать в тряпочку...)))

    Вот такие дела...

    ОтветитьУдалить
  11. //если ты хочешь яблоню, а семечко у тебя персика, а растишь ты его как будущую яблоню - не искалечишь ли ты это молодое персиковое дерево?//
    Таланту, как и дереву, нужны специальные условия. Если их нет, то талант не будет расти, либо будет расти слабо. Да и садовник вряд ли будет доволен результатами. Это к вопросу о том, что будет, если из персика растить яблоню.

    Но если садовник опытным путем поймет, что его дерево не яблоня, а персик, если начнет создавать ей благоприятные условия - тогда дерево пойдет в рост. Это будет так заметно, что сложно с чем-то перепутать. Правда, иногда люди склонны занижать ценность полученных результатов. Так что часто требуется взгляд со стороны.

    ОтветитьУдалить
  12. Любочка, я всегда, когда захожу к вам в блог ставлю 5 звезд, чтобы подбодрить и поддержать! ;)

    Света

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо, Света! Теперь-то я знаю человека, который дает мне обратную связь и что ему понравилось.

    А я-то пятерку за этот пост восприняла совсем по-другому)))

    Почему-то я могу видеть рейтинг только в эксплорере, а опере он не отражается.

    ОтветитьУдалить